» » Методические разработки руководителя студии изобразительного искусства Е.И. Нечаевой "Развитие творческих способностей детей и проблемы воспитания личности в коллективе"

Методические разработки

Методические разработки руководителя студии изобразительного искусства Е.И. Нечаевой "Развитие творческих способностей детей и проблемы воспитания личности в коллективе"

17-02-2015

Проблема развития способностей не нова и до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что родителей волнует вопрос о развитии способностей детей с раннего возраста. Общество заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться именно там, где он может принести максимальную пользу. А занятие творчеством должно помочь воспитанникам найти своё место в жизни.

Конституция РФ предоставляет человеку право на выбор занятия и профессии в соответствии со способностями, призванием, потребностями государства в кадрах.

Каковы бы ни были индивидуальные возможности ребенка, но если у него нет желания учиться, то успехов не будет. Правда, положительное отношение к учению тоже тесно связано со способностями. Много раз отмечалось в психолого-педагогической литературе, что желание учиться возрастает, когда учение идет успешно, и гаснет из-за неудач. Неудачи могут быть объяснены не только недостатком знаний, которые должны быть приобретены на предшествующих этапах обучения, но и неразвитыми способностями ребёнка.

Главная задача творческих объединений – обеспечить развитие личности ребёнка. Источниками полноценного развития ребёнка выступают два вида деятельности. Во-первых, любой ребёнок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре. В основе этого процесса лежит познавательная деятельность, которая направлена на овладение ребенком умениями, необходимыми для жизни в обществе. Во-вторых, ребёнок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной, творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у ребёнка самостоятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.

Поэтомубольшое внимание в нашей студии «Юный художник» уделяется развитию творческих способностей детей разного возраста, посредствомразличных техник рисования. Поскольку существует стандартное определение способностей и творческих способностей, в дальнейшем будем опираться на это определение.

(Способности – это индивидуально-психологические особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Они не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям и навыкам, и обнаруживаются в быстроте, глубине, прочности овладения способами и приемами деятельности.

Творческие способности – это высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное.)

Проблема развития способностей – одна из актуальнейших психологических и педагогических проблем, имеющих большое и теоретическое, и практическое значение. Проблему творчества изучали многие ученые: Л.С. Выготский, Г.Г. Григорьева, В.С. Кузин, С.Л. Рубинштейн и другие.

Как известно, способности, в том числе и творческие, не только проявляются, но и формируются, развиваются в процессе деятельности.

Развитие творческих способностей возможно средствами изобразительного искусства. Значит, для этого нужно так организовывать процесс управления изобразительной деятельностью, чтобы воспитанники могли в полной мере реализовать свои творческие возможности.

 

Творчество – это исследование. Человек исследует, а это значит, что он наблюдает и познает

Долгое времяоснову воспитания личностисоставляли коллективные воспитательные мероприятия и занятия, а индивидуальное воспитание личности либо отсутствовало, либо осуществлялось в явно недостаточном объёме. Мы воспитывали коллективистов, полагая, что воспитываем гармоничную личность. Это заблуждение постоянно подкреплялось методическими рекомендациями со ссылками на работы А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского, из которых авторы рекомендаций произвольно выдёргивали только те цитаты, которые относились к коллективному воспитанию. Идеи Макаренко и Сухомлинского об индивидуальном воспитании учащихся игнорировались.

Когда стало ясно, что воспитание личности не носит системного характера, виноватыми оказались Макаренко и Сухомлинский. Наши теоретики начали "новые пути” воспитательной работы и совершили "удивительное открытие” – обнаружили педагогику свободного воспитания, индивидуалиста вне коллектива. Эта система активно пропагандируется в настоящее время.

Нет необходимости бросаться из одной крайности в другую; следует сохранить и развивать то лучшее, что создано в теории и практике воспитательной работы – воспитание коллектива и разработать методику индивидуального воспитания. Решение этой проблемы требует внесения серьёзных изменений в содержание и методику работы преподавателей.

При подготовке к занятию я обращаю основное внимание на учебные и развивающие задачи – уровень знаний, учебных и интеллектуальных умений участников изостудии. Воспитательные задачи урока часто отодвигаются на второй план. Ведь сущность воспитания заключается в том, чтобы научить детей самостоятельному нравственному применению полученных знаний и умений. В чём причина этого явления? В том, что мы (преподаватели)недостаточно или неправильно планируем воспитательные задачи занятий, и, соответственно, воспитательная работа на занятиях осуществляется на примитивном уровне.Я все время задаюсь вопросом: что же делать?

Прежде всего, следует вычленить для себя ориентиры.

Нравственное воспитание на занятиях осуществляется с помощью заданий на анализ деятельности, оценки результатов деятельности и отношений детей в процессе деятельности. Руководитель должен подбирать задания, в условиях которых содержатся описания выше перечисленных ситуаций. Условия заданий нужно согласовывать с содержанием живописного материала. Регулярное выполнение этих заданий позволяет научить детей тому, как применять на практике свои знания и умения, не причиняя вреда природе и другим людям, а, по сути – научить их нравственному поведению.

Воспитание познавательной самостоятельности осуществляется в процессе развития у детей умений самостоятельно планировать, выполнять, анализировать и оценивать результаты своей учебной деятельности на занятиях. Наряду с обычными заданиями и упражнениями для каждого занятия, необходимо планировать и специальные задания для развития указанных выше умений. Вряд ли можно считать воспитанной личностью человека, который не умеет самостоятельно познавать новое.

Воспитание личностных качеств посредством развития индивидуальных интересов и способностей детейосуществляется путём дифференциации и индивидуализации обучения. Задача руководителя состоит в том, чтобы подготовить для занятий дифференцированные задания, прежде всего – творческого характера.

Воспитание коммуникативных умений осуществляется в процессе обучения, умения работать в группе, общаться (краткость, ясность, конкретность). Эти умения воспитываются путём постоянного приобщения детей к правилам общения перед началом выполнения различных заданий на занятиях.

Работая с группой, руководитель сталкивается с необходимостью решать так называемые "организационные вопросы”. Часто на это приходится отводить время на самомзанятии. И чем меньше группа организована, тем труднее руководителю: приходится на себе тащить воз "дежурных" вопросов, распределенияобязанностей, выяснения конфликтных ситуаций. А легче? Легче руководителю, и детям, если группа растёт как коллектив, если развивается система взаимоотношений и создана благоприятная атмосфера.

Руководителю надо представить, с чего начать развитие коллектива, задав себе вопросы: "Умеют ли дети дружить?" "Интересно ли им вместе?" "Есть ли в группе "лидеры" и "изгои”? Эти и другие вопросы помогут понять, над чем необходимо трудиться в первую очередь. Труд этот предстоит не только руководителю, но и самим детям. Руководителю важно научить свою группу осмысливать то, что происходит в коллективе, научить взаимодействию, соучастию и сопереживанию. Логику развития коллектива можно рассматривать как движение от горсти сыпучего песка (когда каждый сам по себе), преодолевая состояние мягкой глины и мерцающего маяка, к единению, которое можно сравнить с такими яркими образами, как "алый парус” и "горящий факел”. Это нелёгкий путь, и, как показывает практика, немногие группы становятся сплочёнными коллективами, где есть забота друг о друге, легко учиться и интересно жить. Детям предстоит научиться совместно планировать работу, распределять поручения, откровенно и искренне обсуждать в группе любые проблемы, вместе строить программу роста. Важную роль в становлении коллектива и личности в нём играет диагностика воспитанности.

Диагностика (от греческого diagnostic’s – способный распознавать) – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. Данные оценочного уровня сопоставляются с исходными (начальными) характеристиками воспитанности, разница между ними определяет эффективность воспитательного процесса.

Через диагностику руководитель устанавливает, как реализованы педагогические задачи, какие из них требуют дальнейшего решения.

Опыт показал, что диагностика имеет прямую связь с этапами управления развитием коллектива и личности. В соответствии с этим выявлено три типа диагностики в работе классного руководителя: начальная, корректирующая (текущая) и обобщающая (итоговая).

Начальная диагностика связана с планированием и управлением коллективом группы.деятельности.

Полнота и объективность информации при начальной диагностике в максимальной степени приближает планирование воспитательных задач к реальным потребностям группы и соответствует оптимальному развитию детей.

Текущая (корректирующая) диагностика проводится в самом процессе организации коллективов групп, ориентирует педагога на изменение, которое происходит вколлективе.

Текущая диагностика исполняет роль экспресс-информации и этим помогает принять быстрое решение по совершенствованию педагогической деятельности.

В системе прогнозирования результатов воспитательной работы проводится обобщающая диагностика в конце каждого года. Она приводит основные данные для коррекции педагогического воздействия в течение следующего учебного года.

Изучение коллектива проводится постоянно. Коллектив группы как компонент сложной динамической социальной системы обладает типичными чертами и видовыми отличиями.

Руководитель диагностирует развитие детей, изучая качества личности, которые были объектом воспитания, являлись ведущими на данном этапе их развития.

Практически невозможно провести диагностику всех качеств личности. Достаточно уточнить ведущие задачи и в соответствии с этим проследить за их реализацией в процессе формирования соответствующих качеств воспитанников. Анализ можно сделать по трём уровням: показатели сильно выражены, недостаточно выражены, не обнаруживаются.

Итоги анализа зависят от возраста детей. Учитывая специфику возрастного развития и опираясь на периоды, соответствующие возрасту, педагог диагностирует ту или иную группу интегративных свойств, характерную для данного возраста.

Рассмотрим ведущие качества личности для данного возрастного периода. Чтобы иметь реальное представление о результативности воспитательной работы, современному учителю необходимо владеть специальной методикой. Педагоги, психологи, социологи создали довольно богатый арсенал средств, с помощью которых можно изучить эффективность воспитания и совершенствовать его. В качестве эталонных показателей воспитанности используются критерии (от латинского "сравнение”).

Рассмотрим некоторые критерии эффективности воспитательной работы руководителя с коллективом группы:

•уровень организации коллектива группы (дисциплина, порядок, обязательность выполнения заданий);

•уровень мотивации у детей в группе (постоянный рост качества выполнения заданий);

•разнообразная и интересная (для детей) деятельность;

•уровень развития коллектива (его сплочённость: поддержка друг друга, заинтересованность в делах группы, дружеские взаимоотношения, желание вместе общаться в свободное время, его организованность, развитость общественного мнения, характер связей в коллективе, активность и инициатива при участии в делах групп);

• степень развития сотрудничества группы с руководителем (уровень взаимного доверия, степень включённости руководителя в дела группы, наличие актива);

•глубина и серьёзность работы со сложными детьми, оказание им помощи на основе сугубо индивидуального подхода;

•комфортность и защищённость каждого воспитанника в группе.

Такие критерии помогают руководителю получить общие представления о ходе и результатах воспитательного процесса, но не дают возможности проникнуть вглубь, надёжно диагностировать скрытые качества.

Недостатки критериев в том, что они не позволяют определить в комплексе все качества личности, можно лишь выявить уровень нравственных ценностей, оценить духовную атмосферу группы, характер взаимоотношений.

Второе направление диагностики – изучение индивидуальных особенностей каждого. Особое внимание нужно обратить на проявление результатов воспитанности во внешней форме (суждения, оценки, поступки, действия детей) и связанных с явлениями, скрытыми от глаз педагога (мотивы, убеждения, планы). Важны также оценки поведения окружающими людьми (родителями, преподавателями, сверстниками) и самооценка.

Не надо переоценивать значение диагностики. Эффективное использование различных методов её проведения требует специальных умений. А самое важное – по результатам диагностики необходимо внести коррективы в деятельность педагогов.

 

руководитель студии «Юный художник» Нечаева Е.И.




Поделитесь ссылкой: